вторник, 29 сентября 2015 г.

Конспект

  Начинаем изучать теоретический материал. Думаю, что многое из этого вы уже знаете, однако кое-что , действительно, окажется новым. Например, тема "Виды подчинительной связи".
 ОК № 14 (если верить старым тетрадям с опорными конспектами).


Теоретический материал можно прочитать ниже.

  

Помогалка: как отличить один вид связи от другого.

1. Прочитайте словосочетание / определите главное слово и зависимое.
2. Определите, какой частью речи выражено зависимое слово:
 - Наречие /деепричастие / инфинитив / неизменяемое сущ. / притяжат.  местоимен. (ее, его, их) / неизмен. прилагательные  - это на 100 % - ПРИМЫКАНИЕ.

3. Если зависимое слово выражено другой частью речи, то попробуй изменить словосочетание.
Если изменяются оба слова - это СОГЛАСОВАНИЕ.
Если изменяется только главное слово, а зависимое остается в том же падеже, то  это УПРАВЛЕНИЕ,

четверг, 24 сентября 2015 г.

Фонвизин "Недоросль"

  На уроке литературы  в этом году будем  знакомиться с драматическими произведениями. Мы уже говорили, что эти произведения создаются специально для постановки на сцене. А  спектакль предполагает наличие афиши.
АФИША - объявление о спектакле, концерте, лекции и т. д., вывешиваемое на видном месте. См. плакат.
В разное время, в разных странах, для зрителей разного возраста создавались РАЗНЫЕ афиши. Некоторые варианты можно посмотреть в презентации. Разглядывая их, обратите внимание:
- какая дана информация;
- какие сделаны иллюстрации;
- в каком цвете выполнены афиши;
- какой шрифт был использован художником;
- как все расположено на листе.

Задание к уроку.
Создайте афишу к комедии Фонвизина "Недоросль".
Афиша может быть создана как  в электронном варианте (презентация, рисунок и т.д.), так и в бумажном.
Для иллюстраций можно использовать свои рисунки / фигурки ЛЕГО / картинки из интернета (в этом случае в эл. варианте на последнем слайде (внизу рисунка) укажите ссылки на источники, где была взята картинка).

понедельник, 21 сентября 2015 г.

Список для внеклассного чтения

А вот и первые книги для  внеклассного чтения. Мне кажется, что всем будет интересно почитать о собаках.

1. Ю. Коваль "Пограничный пес Алый"
2. Ю. Коваль "Картофельная собака"
3. Г. Троепольский "Белый Бим Черное ухо"
4. Д. Пеннак "Собака Пес"
5. М. Самарский "Радуга для друга"

Читаем и размышляем:
- какие качества собаки привлекли писателя;
- какой литературный прием использует автор для изображения собаки и для чего ему это нужно;
- важно ли для писателя присутствие героя  человека рядом с собакой;
- предложенные книги написаны в разное время и в разных странах; подумайте, какова главная идея книг, где главными героями являются собаки;
- знакомы ли вам стихотворения о собаках, в которых поднимается такая же проблема.

В качестве совета!
* Даже если вы читали книгу давно-давно - перечитайте: вдруг она откроется вам с другой стороны.
* Если вы считаете, что книга написана для учеников начальной школы - перечитайте, наслаждаясь языком произведения, вчитываясь и выискивая мудрые мысли.
Например, фразы, которые были отмечены мной в детской книге "Собака Пес".
  • «Значит, вот что такое дом, - подумал Пес, - это свалка, приведенная в порядок»
  • «Поосторожней с людьми, они непредсказуемы»
  • «Уважение к несходству и есть основное правило дружбы»
  • «Когда теряешь все, остаётся мужество»
  • «Горе – странная штука. Даже в самом глубоком горе мы замечаем всякие вещи, не имеющие к нему никакого отношения"
  • «И, кстати о друзьях, вот ещё что: если кто-то из ваших друзей боится собак, не навязывайте ему общество вашей, даже если это смирнейшая собака в мире. Страх перед собаками не подвластен рассудку. Часто он унизителен. И вы не имеете права подвергать кого бы то ни было этому унижению. Быть может, вам встретятся также люди, которые станут насмехаться над вашей любовью к собакам, утверждать, что за любовью к собакам таится неспособность любить людей… Пусть себе говорят. Это всё глупости»

P.S: вот ссылка на блог Тима Мартынова, в котором он приводит множество произведений о собаках. Оказывается, это не такая уж и скучная тема .

четверг, 17 сентября 2015 г.

Пополняем словарный запас

    У каждого человека есть активный лексический словарь (те слова, которыми он пользуется постоянно) и пассивный (те слова, что он слышал, знает, но не употребляет в речи). У взрослого человека активный словарь составляет в среднем 4 - 5 тысяч слов. А вот пассивный...?  В словаре Ожегова, например, собрано 80000 слов, Ушакова — 90000 слов, Даля — 215000 слов. 
Хотите определить свой пассивный запас? Тест ниже.
Тест на определение вашего  пассивного словаря.
   Интересно, а какой словарный запас у вас? (Можно написать в комментариях.)
У меня 87 000 слов.
Чтобы увеличить свой словарный запас надо :
а) много читать,
б) за каждым незнакомым словом "залезать" в ТОЛКОВЫЙ, ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ словари, а также в словарь ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.
  Пока же давайте повышать свой запас на основе древнерусских текстов.
image001.jpg

Презентация 8 а

Презентация 8 б

Задание.
1. В произведениях “Житие Александра Невского” и “Шемякин суд” найдите устаревшие слова (1 человек - 1 слово).
2. Запишите на слайд слово, его лексическое значение. Разместите картинку, позволяющую представить этот предмет.
3. Внизу слайда укажите фамилию и имя, а также ссылку на сайт, откуда взят материал по слову.

вторник, 8 сентября 2015 г.

Теория литературы

На уроке мы с вами говорили о родах и жанрах литературы. Напомню, что ученые-филологи выделяют 3 рода в литературе:
1) эпос
2) драма
3) лирика

Домашнее задание.
Заполнить таблицу в тетради, записав в нее жанры к каждому роду литературы, разделив их на народные и авторские.

Полезные ссылки для выполнения задания:
1) статья "Литературные роды, виды, жанры"
2) сайт "К уроку литературы";
3) "Интерактивный плакат" по теме (достаточно нажать на заголовок);
4) сайт "ЯКласс".


воскресенье, 6 сентября 2015 г.

Работа в группе

  Недавно нашла интересный ролик, в котором рассказывается о правильной и неправильной работе в группе. Так как мы с вами на уроках часто используем групповой вид работы, то , думаю, ролик посмотреть стОит. И не просто посмотреть, а еще сделать выводы: как все-таки правильно организовывать работу над совместными проектами.

  

пятница, 4 сентября 2015 г.

Интересное о книгах

 Не знаю, задумывались ли вы когда-нибудь, беря в руки книгу, написанную лет 200-100 назад, как же выглядел ее первый экземпляр. Мне всегда хотелось заглянуть в прошлое, перелистать, например, том с трагедиями Шекспира или взять в руки первое издание "Алисы в стране чудес".
И вот благодаря интернету такое стало возможным. Нет, конечно, в руки взять невозможно! Но вот пролистать  - это ДА!

1) На сайте Британской библиотеки можно изучить оригинал «Алисы» — рукописное сочинение «Приключения Алисы под землей», которое Льюис Кэрролл подарил Алисе Лидделл. Переработанная и расширенная версия (поначалу в ней было всего четыре главы) была издана под названием «Алиса в Стране чудес».
2) А вот так выглядят  самые необычные книги всех времен и народов.
Например, детская книжка на ножке, XVII век.
 

А какая информация из поста  стала для вас открытием?

четверг, 3 сентября 2015 г.

Книжная выставка "Россия читающая"

   На уроке литературы я рассказывала о выставке "Россия читающая", открытой в Москве и посвященной году литературы в нашей стране.

На сайте Государственного музея им. А. С. Пушкина (именно он организовал выставку) дан анонс мероприятия:
 "Главный герой выставки - Человек читающий (Homo legens). В центре внимания выставки - исторические образы чтения, способы движения литературы от писателя к читателю, типы и способы чтения, читательская судьба литературных произведений в эпоху неподцензурной литературы,  способы читательского «общения» с текстом, чтение как культурная практика повседневной жизни людей в разные эпохи, закономерности выстраивания читательского канона литературы."
И хотя выставка называется "Россия читающая", но увидеть там можно много интересного, которое , на первый взгляд, не имеет к книгам никакого отношения. Что же именно? Об этом можно будет прочитать  и посмотреть вот здесь.